новости космоса
7760 18
31 мая 2014 14:34:53

Ученые изучили «танцующие» лунные приливы с орбиты

Учёные объединили данные миссий Lunar Reconnaissance Orbiter и Gravity Recovery and Interior Laboratory (GRAIL), чтобы максимально подробно исследовать форму Луны и выяснить, как она изменяется под воздействием Земли.

По словам Эрвана Мазарико (Erwan Mazarico) из Массачусетского технологического института в Кембридже (штат Массачусетс), деформация Луны — это одно из последствий гравитационного воздействия Земли, которое крайне сложно измерить, тем не менее учёные могут изучать эту аномалию благодаря подсказкам, хранящимся в недрах спутника.

Взаимное гравитационное влияние Земли и Луны настолько мощно, что в результате меняется форма и одного, и другого небесного тела, - наша планета и её спутник по форме становятся больше похожими на куриные яйца, «заострённые» стороны которых обращены друг к другу. Наиболее известные эффекты гравитационного влияния Луны на Землю — это морские отливы и приливы, при которых на противоположных сторонах нашей планеты образуются выпуклости. В мировом океане этот эффект выражен намного сильнее, чем в твёрдой коре (выпуклость воды больше), так как вода может свободно перемещаться.

А вот последствия гравитационного воздействия Земли на Луну (лунный прилив), обнаружить труднее, так как Луна достаточно твердая, за исключением небольшого ядра. Тем не менее, если гравитация Земли сильна,высота выпуклости на видимой стороне Луны может составить порядка 51 см. Можно предположить, что подобных размеров выпуклость образуется и на противоположной стороне спутника.

Со временем местоположение выпуклости может перемещаться, но не больше, чем на несколько сантиметров. Хотя Луна обращена к нашей планете всегда одной и той же стороной из-за специфического наклона и формы орбиты, она перемещается в пределах небольшого участка неба

Ранее проводилось несколько исследований этих едва уловимых изменений с Земли. Но только после появления LRO и GRAIL, обладающих достаточным разрешением, учёные смогли увидеть лунные приливы с орбиты.

Для поиска признаков прилива учёные использовали данные, собранные прибором Lunar Orbiter Laser Altimeter (LOLA) автоматической межпланетной станции LRO, который отображает высоту поверхностных образований Луны. Команда учёных выбрала участки Луны, над которыми космический аппарат пролетал более чем один раз, причем каждый раз по другому маршруту. В целом было отобрано более 350 тысяч мест - как на видимой, так и на «темной» стороне Луны.

Тщательнейшие сопоставления измерений помогли ученым выяснить, что высота выпуклости то увеличивалась, то вновь возвращалась к прежним значениям. Подобного рода изменения, указывают на то, что что выпуклость периодически меняет свое положение.

Самое сложное в этом процессе заключалось в том, чтобы точно измерить, как далеко над поверхностью Луны находился LRO по время каждого измерения. Для воссоздания орбиты автоматической межпланетной станции исследователям необходима была карта гравитационного поля Земли. И здесь учёным на помощь пришла миссия GRAIL.

Новые данные полностью согласуются с ранее полученными результатами. Предполагаемые размеры выпуклости подтвердили предыдущие измерения. Ещё одна весьма интересная особенность — общая жёсткость Луны также совпала с ранее полученными результатами.


(Добавил: alexandrash)

комментарии
1
DimitriyP165 · 31-05-2014

Откуда на обратной то стороне выпуклости взяться? Скорей уж там наоборот, "впоклотость " должна быть. Причём, в силу того, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной, то обе эти образования (выпуклость и "впоклотость" ) должны быть достаточно стабильны. В смысле всегда быть там, где они есть.
Это я к чему: не могло быть так, что Луна приобрела такую форму пока была более "мягкая" и имела жидкие недра, а потом всё это дело застыло и превратилось в особенности рельефа.
Другими словами точно ли Земля СЕЙЧАС меняет форму Луны своей гравитацией???

2
Sqwair426115 · 31-05-2014

Согласен, друг!!! Если Луна, притягивает, воду, с одной стороны, Земли, то с с другой стороны - отлив получается. Согласен!!!!

3
p777146 · 31-05-2014

У меня происходит мозговой стопор, когда читаю: "Период обращения Луны вокруг Земли равен периоду её обращения вокруг своей оси" Т.е когда нибудь она всё же повернута к нам "тёмной" стороной. К нам ,я имею ввиду землян.
Дмитрий,получается, что видим мы одну и ту же сторону,но она вращается. Вот и меняются выпуклость с этой "впоклостью". А?
Где-то моего воображения не хватает.

4
elena184 · 31-05-2014

А,может это лунная поверхность "тянется" за самой сильной точкой притяжения,а,в процессе оборота Земли вокруг собственной оси,присутствует момент отрыва,и,получаются эти волны.Или пыльная лунная атмосферка.

5
Sqwair426115 · 31-05-2014

elena, тогда должны быть лунные приливы и отливы, и вследствие воздействия Земли на Луну - должны быть пыльные лунные приливы и отливы! )))) Но, там, атмосферы нет. Хотя, теория интересная!!!! Земля же массивнее Луны! Почему, тогда не изучается воздействие Земли на Луну?

6
новичОк146 · 31-05-2014

DimitriyP, Правильнее писать "впуклость".
Для меня это было неожиданностью, но...:
"ВПУКЛЫЙ — впалый, вогнутый, полый, лунчатый; ·противоп. выпуклый. Впуклость жен. впалость. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863- 1866"

7
dilettant163 · 01-06-2014

Господа, гидродинамику ещё никто не отменял. Гравитационное воздействие Луны создает два максимума прилива один со стороны обращенный к Луне, другой с противоположной. Из-за либрации с Земли можно наблюдать 52% лунной поверхности, вот в этих 2% и кроется возможность измерить приливную деформацию Луны. А вот
насчет нескольких сантиметров я как-то не очень понял, смещение по какой оси здесь упомянуто? И стоило ли заморачиваться с LRO, если расстояние от Земли до Луны можно измерить с точностью до сантиметра?

8
DimitriyP165 · 01-06-2014

р777. Да не-е, вряд ли "проблема выпуклостей/впуклостей" объясняется совпадением вращения Луны вокруг своей оси и обращением её вокруг Земли. У планет это вообще сплошь и рядом встречается. Взять хоть тот же Фобос, да и Плутон с Хароном как будто так же себя ведут. Не суть...
Думаю прав dilettant - тут другие причины. Надо будет поподробнее поинтересоваться вопросами приливов/отливов.

9
DimitriyP165 · 01-06-2014

новичОк. Ну, против Даля не попрёшь! Впуклость, так впуклость...
Хотя "впоклотость", не мой взгляд, гораздо веселее! =)

10
DimitriyP165 · 01-06-2014

delittant. С расстояниями, по моему, вот в чём соль: с земли, лазернымми дальномерами расстояние можно измерить "локально", только в тех точках, где установлены уголковые отражатели (луноходы + точки высадки "аполлонов" )
А для данного исследования портебны были "усреднённые" данные со всей поверхности. Она ж не "холмиком" в одной точке от прилива возвышается, а деформируется вся целиком.
К тому же эта деформация стабильна, т.е. меняется всего на несколько см (что и отражено в статье)
А при измерения с Земли - даже сверхточных - десятка мест разнесённых друг от друга на сотни и тысячи километров заметить эти сантиметровые отклонения будет нереально.

11
elena184 · 01-06-2014

Может измерили с помощью спутников-часов?

12
dilettant163 · 01-06-2014

DimitriyP, со всей поверхности данные о приливной деформации Луны собирать не нужно, наилучшая зона наблюдений находится в районе лунного экватора поближе к середине видимой стороны. Насколько я помню уголковые отражатели находятся в интересующей нас зоне наблюдений, в случае с LRO его ещё самого в пространстве четко фиксировать надо, причем без привязки к лунной поверхности, иначе за точность измерений ручаться нельзя.

13
DimitriyP165 · 01-06-2014

dilettant. Тоже верно.
Как вариант, может LRO был нужен для сборов данных с обратной стороны Луны? Не зря ж они про её "надутость" с обеих концов утверждают.

14
dilettant163 · 01-06-2014

Срочно покупаю телескоп и самолично убедюсь или убеждусь, а может и пляшущих человечков разглядю.

15
DimitriyP165 · 01-06-2014

Телескоп это круто, но как-то не масштабно. Может свою ракету сгородим? С преферансом и барышнями.
Барышни у нас на сайте водятся, осталось только выучиться в преферанс!
И там уже на месте рулеткой всё измерить.
Опять же, может "кролика" откачаем. На худой конец китайцам его вернём - пускай себе разбираются, не жалко!

16
dilettant163 · 01-06-2014

Согласен на всё, кроме преферанса. Да и батареек для транзистора не забыть, вот!

17
Иван147 · 02-06-2014

Злейший враг преферанса - шум, скатерть и жена. Неужели ещё и dilettant"а добавить придётся? :-)
DimitriyP, придется вспомнить студенческие годы. Да, "давно не брал я в руки шашки"

18
dilettant163 · 02-06-2014

Не записывайте меня в злейшие враги преферанса, пожалуйста, я вообще карточные игры не очень люблю, а транзистор обещаю через наушники слушать.

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!