новости космоса
2148 12
11 марта 2020 18:21:35

Стоимость SLS сильно превысила ранее запланированные расходы

Стоимость системы космического запуска НАСА выросла до такой степени, что агентство должно уведомить Конгресс и провести официальную переоценку программы, заключил генеральный инспектор НАСА в отчете от 10 марта 2020 года.

В отчете генерального инспектора (OIG) говорится, что затраты на программу SLS выросли по меньшей мере на 33% по сравнению с официальным обязательством агентства по базовым показателям и до нового запуска, вероятно, вырастут как минимум до 43% с учетом прогнозируемых задержек.

Первоначальные обязательства определили стоимость разработки SLS для миссии Artemis 1, в 7 миллиардов долларов, и эта цифра не включает 2,7 миллиарда долларов на более ранние затраты на разработку ракеты большой грузоподъемности. Это обязательство также не учитывало расходы, связанные с другими аспектами программы SLS, не связанными непосредственно с запуском Artemis-1.

По оценкам НАСА, стоимость разработки к запуску Artemis 1 выросло до 8,75 миллиарда долларов, предполагая, что к запуску в ноябре 2020 года стоимость увеличится еще на 25%. Тем не менее, в отчете OIG отмечается, что НАСА сняло $889 миллионов за работы над твердотопливными ракетными ускорителями и двигателями RS-25, считая, что они не связаны напрямую с Artemis-1.

Как заключил генеральный инспектор это привело к маскировке фактического роста стоимости программы. Он пришел к выводу, что к концу 2019 финансового года расходы выросли на 33%, а к запланированной дате запуска - на 43%.

Это увеличение означает, что программа SLS преодолела 30-процентный порог увеличения затрат, который требует формальной перегруппировки программы и уведомления Конгресса. Кроме того, НАСА должно было бы прекратить финансирование программы через 18 месяцев после этого уведомления, если Конгресс не утвердит программу и не выделит средства на увеличение расходов.

Дополнительное увеличение стоимости Artemis-1, вероятно перенесет запуск на дату, не ранее весны 2021 года. В своем выступлении 28 февраля Стив Юрчик, помощник администратора НАСА, сказал, что он ожидает, что запуск произойдет «с середины до конца 2021 года».

«Руководство НАСА рассмотрит результаты этих оценок, а затем проведет повторную оценку программы SLS», - написали в НАСА. «НАСА сообщит Конгрессу результаты этих проверок и выполнит все применимые требования к отчетности».

Эта оценка также не охватывает полную стоимость программы SLS, такую ​​как средства, потраченные на работу над Artemis-2 и более поздних миссий. По оценкам OIG, до конца 2020 финансового года НАСА потратит 17 миллиардов долларов на SLS, из которых 5,9 миллиарда долларов не включены в базовое финансирование.

Во многом причина роста стоимости была в хорошо задокументированных трудностях с основным этапом SLS, строящимся компанией Boeing. Оно включало в себя «неоднократные несоответствия связанные с безопасностью», такие как осколки посторонних предметов в оборудовании базовой ступени, обнаруженные в октябре 2019 года Агентством по управлению оборонными контрактами. Работу выполнял Boeing на основной ступени в сборочном центре Michoud. Это привело к двухдневной «производственной паузе» и Boeing разработала официальный план корректирующих действий.

В заявлении от 10 марта Boeing признал проблемы, но утверждал, что его производительность улучшится. «Такое предприятие, безусловно, сталкивалось с трудностями в плане затрат и графика в течение многих лет, но инвестиции окупились. Мы собрали необходимый талант, технологии и инструменты для создания этой беспрецедентной ракеты для дальнего космоса», - сказали в компании. «С трудом заработанный опыт, приобретенный во время первоначальной разработки SLS, приводит к значительной экономии и эффективности в последующей разработке и производстве».

В отчете OIG отмечены проблемы и с другими аспектами разработки SLS. Стоимость верхней ступени увеличилась более чем в два раза - до 358 миллионов долларов для запуска Artemis-1. У Northrop Grumman, основного производителя твердотопливных ускорителей, возникли проблемы с новым материалом, используемым в качестве вкладыша и изоляции в сегментах ускорителя.

Aerojet Rocketdyne, которая имеет контракт на производство новых двигателей RS-25, когда текущий запас старых двигателей с шаттлов будет исчерпан, столкнулась с двухлетней задержкой в ​​разработке форсунки, хотя «обновление задач» задержит окончательную сертификацию этого нового двигателя всего на три месяца. «Уровень расходов подрядчика в настоящее время соответствует ожиданиям, - говорится в отчете OIG, - но из-за задержек с графиком могут произойти огромные перерасходы».


(Добавил: RoboAstroNews)

комментарии
1
dilettant122 · 11-03-2020

Печальный факт, но похоже Конгрессу ничего не остаётся, кроме как изыскать эти недостающие миллиарды для завершения хотябы миссии Artemis-1.

2
MP156 · 11-03-2020

Конечно добавят. Поидее, следующие миссии должны быть дешевле за счет обкатки технологии постройки.

3
Rocketbarrel31 · 11-03-2020

17 млрд только за 2020 год, и это с учетом того, что ракету делают на основе запчастей от Шаттла. Страшно подумать, сколько бы стоила разработка "с нуля".

4
Maximka10 · 11-03-2020

Движки рс25 с шатлов, бу)

5
Nablydatel88 · 11-03-2020

Краска использована жаростойкая? Или обгорает сразу?

6
Rocketbarrel31 · 12-03-2020

(5) Коричневое покрытие - это даже не краска, а гурнтовка. Если покрасить, то должен быть белым. Был один запуск Шаттла, когда ему бак покрасили в белый цвет, как положено по первоначальному проекту. Потом от покраски отказались, т.к. покраска - это доп. расходы и доп. масса для бака, а пользы от нее немного.

7
Nablydatel88 · 12-03-2020

Коричневое покрытие?
Моё монитор - ) оранжевое рисует. Маленько с такси ассоциируется.

8
Rocketbarrel31 · 12-03-2020

(7) При ярком солнечном освещении - оранжевое, в пасмурную погоду - коричневое. На фото - скорее оранжевое.

9
Гришин_С_Г104 · 13-03-2020

А двигатели, на которых на Луну летали нельзя повторить? Или они не годятся?

10
Rocketbarrel31 · 15-03-2020

(9) Так у них на Ф-1 камера сгорания была диметром около 1 метра. А "наши" двигателисты пришли к выводу, что сделать стабильно работающую КС классической "бутылочной" формы с диаметром более 0,430 метра невозможно, если сохранять оптимальное соотношение топливо/окислитель. Чтобы двигатель с КС 1 метр хоть как-то работал, нужно подавать больше топлива и меньше окислителя, чтобы сгорание неполным, но само горение - стабильным. Или уменьшать диаметр КС. Из-за этого царь-двигатель РД-170 имеет 4 КС, а не одну.

11
Rocketbarrel31 · 15-03-2020

(9) Посмотрите официоз - старт Сатурна-5, А-11. Там отлично видно, какое темное, почти черное, пламя выходит из сопла Ф-1 и разгорается ярко только через несколько метров уже на свежем воздухе - это указывает на очень большой переизбыток толпива и недостаток окислителя. Сравните факел Ф-1 с факелом того же РД-107/108 на ракете "Союз" - у РД факел очень яркий сразу после края сопла - там соотношение топливо/окислитель почти оптимальное для полного сгорания топлива.

12
Starlight59 · 16-03-2020

Rocketbarrel, а как по-Вашему, с чем может быть связан тот факт, что забугорные коллеги (и американцы, и китайцы) никак не могут отрегулировать подачу топлива в своих двигателях?

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2020. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!