новости космоса
4421 15
19 октября 2019 15:59:46

Большие проблемы у Crew Dragon SpaceX - парашюты и двигатели отмены

Стоя перед космическим кораблем Crew Dragon, окруженным занятыми техниками, администратор НАСА Джим Брайденстайн присоединился к генеральному директору SpaceX Илону Маску и двум астронавтам НАСА. Это произошло на прошлой неделе в штаб-квартире компании, куда Брайденстайн приехал, чтобы обсудить задачи планирования первых полетов с экипажем к Международной космической станции (МКС).

Это было первое появление Маска и Брайденстайн вместе, после того как два космических титана обменялись, казалось бы, критическими комментариями после недавней презентации Маска корабля-колонизатора Марса. В то время Брайденстайн написал в Твиттере поздравления SpaceX с прогрессом в разработке Starship, но отметил, что программа коммерческих запусков значительно отстала от графика, добавив: «Время доставлять».

В то время как предупреждение было, по-видимому, адресовано обоим подрядчикам НАСА - SpaceX и Boeing (который строит капсулу под названием CST-100 Starliner), Маск быстро ответил в интервью CNN: «Говорил ли он Commercial Crew или SLS?», Подразумевается, что задержки Боинга с Space Launch System по запуску миссий НАСА является гораздо более серьезной проблемой. Однако этот обмен колкостями, похоже, уже позади. В прошлый четверг (10 октября) на пресс-конференции они согласились, что испытания Crew Dragon идут быстро.

Среди многих оставшихся испытаний, которые необходимо выполнить, прежде чем астронавты смогут полететь на Crew Dragon, следует отметить испытание системы прекращения полета капсулы и ее парашютов, которые испытали большие трудности во время недавних испытаний. А сама капсула Dragon взорвалась во время теста на прерывание полета в апреле, однако проблемы с двигателями SuperDraco, кажется, были выявлены и зафиксированы, сказал Маск.

Маск обсуждал добавление разрывного диска, который снимает избыточное давление топлива без утечки. Новое оборудование изолирует систему прерывания от системы орбитального маневрирования, сказал Маск. Мы заменим клапан, который протекал и вызвал взрыв. Но парашюты, возможно, более сложная проблема.

Во время испытаний парашютов Crew Dragon в апреле все прошло не так, как планировалось. Хотя один желоб был преднамеренно поврежден (для проверки посадки только с тремя парашютами вместо предполагаемых четырех), остальные три не были успешно надуты, что привело к критически тяжелой посадке, которая могла привести к серьезным травмам членов экипажа на борту. Этот результат вызвал понятную озабоченность в космическом сообществе.

«Было много проблем с парашютами», - сказал Брайденстайн. Но он добавил: «Я думаю, что сегодня мы находимся на очень позитивной позиции ... SpaceX вкладывает столько ресурсов и рабочей силы в подготовку этих парашютов, сколько они могут, чтобы в конечном итоге мы могли иметь последовательную, воспроизводимую производительность».

Действительно, по словам Маска, компания усердно работала над парашютами и теперь переходит от того, что он называет версией Mark 2, к Mark 3. «Мы думаем, что парашюты Mark 2 ... безопасны, но парашюты Mark 3, возможно, в 10 раз безопаснее", - сказал Маск. «Если сравнивать запас прочности парашютов Mark 3 с парашютами Apollo, то они примерно вдвое прочнее, чем у Apollo. Это действительно хороший дизайн».

Маск продолжил, сказав, что проблема с парашютами Crew Dragon не отличается от тех, с которыми столкнулась программа Apollo. Космический корабль Аполлон после возвращения весил 5900 кг и несомненно был самым тяжелым космическим кораблем, когда-либо сажаемым с помощью парашюта.

Между 1963 и 1968 годами НАСА провело как минимум 34 испытания парашютов «Аполлон». Как сказал Маск нам часто напоминают, что в космосе трудно, а возвращение из космоса - один из самых сложных этапов космического полета. При возвращении с экипажем капсула Dragon весит около 9000 кг и правильно подобрать парашюты очень сложно.

Подобные проблемы возникали в Лаборатории реактивного движения НАСА при разработке сверхзвуковых парашютов для приземления миссии марсохода Curiosity в 2012 году. Как сказал тогда Роб Роб Мэннинг, тогдашний главный инженер MSL, «Парашюты всегда проблема. Вы можете испытать металл просто потянув его до тех пор, пока он не сломается под определенным усилием. Вы не можете сделать это с тканью. У ткани гораздо более эмпирический метод проб и ошибок». Он сравнил поведение парашютов с непредсказуемым диким животным, для которого программные симуляции мало помогают. Вам просто нужно проверять их снова и снова в реальных условиях.

Маск продолжил: «Парашюты… выглядят легко, но они определенно не легки». Затем Брайденстайн отметил, что парашюты «нелегко смоделировать. Нам нужно иметь постоянную, воспроизводимую производительность на тестах. Нам нужно много испытаний на падение». Но он упомянул, что общее количество тестов будет зависеть от того, насколько успешным будет каждый из тестов.

Первоначально Crew Dragon предназначался для спуска на сушу, используя свои посадочные двигатели SuperDraco (те же ракетные двигатели, установленные на капсулах, которые приводят в действие систему прерывания полета). Позднее дизайн был изменен, чтобы плавать в океане, используя парашюты и используя опыт программы Apollo. Космический корабль будет использовать четыре парашюта (в отличие от трех на Аполлоне) с двумя парашютами, которые будут вытаскивать основные парашюты из капсулы.

Компания недавно переделала парашюты для Crew Dragon, обозначив дизайны как Mark 1, Mk 2 и Mk 3. Текущие тесты на новейшей конструкции будут с использованием Mk 3. Хотя предыдущее поколение парашютов было, по-видимому, безопасным, но не было достаточного запаса прочности, чтобы удовлетворить как НАСА, так и SpaceX, сказал Маск.

Брайденстайн сказал, что SpaceX планирует «провести первые испытания Mk 3 в течение недели или двух, а затем будет проходить постоянный темп испытаний парашютов». Он не дал запланированной даты завершения этих испытаний, но сказал: «Мы, безусловно, хотим получить хотя бы 10 успешных испытаний подряд перед запуском космонавтов». На сегодняшний день SpaceX завершил более 50 испытаний парашютов, но с несколькими сбоями.

«Самая большая разница между Mk 2 и Mk 3 заключается в гораздо более прочных нитях в парашютах - по существу от нейлона до зайлона», - сказал Маск. «Прочность нитей примерно в три раза выше чем у нейлона, а возможно и больше. К тому же произошли некоторые изменения в схеме строчки. Существуют определенные места, где нагрузка концентрируется больше всего. В основном там, где тросы соединяются с куполом, там у вас есть концентрация напряжений и вы хотите ... распределить нагрузку".

Подход SpaceX к тестированию был итеративным и Брайденстайн высоко оценил этот выбор. «Что-то, в чем действительно хорош SpaceX, это исправление ошибок летных испытаний, - сказал он. - Я думаю, этим они отличаются от многих других наших подрядчиков. Я не думаю, что это хуже, я не думаю, что это лучше; это отличие ... Мне нравится, что у SpaceX есть этот итеративный образ мыслей для исправления летных испытаний».

Тестирование безусловно имеет решающее значение для успеха Crew Dragon и общего обязательства SpaceX по доставке американских астронавтов на МКС. Но тестирование приносит пользу усилиям других компаний, например, тех, которые связаны со Starliner Boeing.

«НАСА может взять эти тестовые данные и информацию, которую мы получаем от наших партнеров, чтобы использовать их по всему агентству в целом, чтобы обеспечить безопасность наших астронавтов», - сказал Брайденстайн. «И когда один партнер успешен, этот успех применим ко всем партнерам, потому что безопасность человека является приоритетом номер один».

Маск добавил: «Мы понимаем, что любые данные SpaceX не должны считаться проприетарными и могут использоваться любым из наших конкурентов ... бесплатно».

Пока SpaceX и Boeing не будут готовы к безопасному запуску, НАСА должно продолжать закупать места на российском космическом корабле "Союз" и это должно быть сделано заблаговременно - досадная проблема, когда программы поставщиков США отстают от графика. И при цене 85 миллионов долларов за место на «Союзе» являются слишком дорогими для НАСА.

«Мы очень близки и уверены, что в первой половине следующего года мы будем готовы запустить американских астронавтов на американских ракетах», - сказал Брайденстайн. «Мы не собираемся предпринимать какие-либо действия рискуя, потому что безопасность наших космонавтов и успех миссии является наивысшим приоритетом».


(Добавил: RoboAstroNews)

комментарии
1
dr_ovosek0 · 19-10-2019

Если не знаете, как пишется "отменны", пишите "хороши". :-)

2
MP207 · 19-10-2019

А при чем тут отменны?

3
Rocketbarrel64 · 19-10-2019

"Большие проблемы у Crew Dragon SpaceX - [но] парашюты и двигатели ОТМЕННЫ" :-)

4
robert128 · 19-10-2019

В тексте статьи говорится о двигателях отмены полета-т.е. системе
прерывания полета

5
elena184 · 19-10-2019

Такое отношение к безопасности напоминает качественную заточку ножей,когда не раз проверяют лезвие.

6
Eugene110 · 19-10-2019

Странно что возникли такие серьезные проблемы с парашютами, до 10 тонн - это вес боевой машины десанта различных версий которые стоят на вооружении многих стран мира и могут десантироваться в том числе и с экипажем внутри машины. На любых крупных учениях эти машины делают десятки спусков, уж казалось бы с современной техникой и опытом проблем с парашютами должно быть меньше всего. Понятно конечно что парашютную систему БМД без серьезнейших переделок в космическую капсулу не запихаешь, но создается впечатление что Space X решили вообще все создать с нуля.

7
dr_ovosek0 · 19-10-2019

robert, вы, конечно, правы, но смысл новости в том, что проблемы с этими двигателями и парашютами уже, похоже, решены. что, надеюсь подтвердят испытания. :-)

8
Rocketbarrel64 · 19-10-2019

У них кроме двигателей и парашютов есть еще мутный вопрос с системой жизнеобеспечения и непонятно-какими скафандрами, а так же сенсорной панелью управления.

9
Ground112 · 19-10-2019

Eugene - "могут десантироваться в том числе и с экипажем внутри машины."
Десантирование техники с экипажем запретили еще при Союзе. Из-за высокого количества отказов.
Поищите, где-то 2 месяца назад были сообщения о двух разбившихся бмд-шках (без экипажа), фотки тоже были. Впечатляет.
Но то, что может позволить себе росармия, вряд ли позволит даже роскосмос.
Но это все - лирика.
Просто Вы плохо представляете скорости, при которых происходит раскрытие парашютов на аппаратах, возвращающихся с орбиты.

10
dr_ovosek0 · 19-10-2019

Аэродинамическое торможение тепловым щитом обеспечивает падение скорости до 2 -- 1,5 М. Потом начинает работать "многоступенчатая" парашютная система из "сверхзвуковых" и "дозвуковых" вытяжных и основных куполов. Она безусловно несколько сложнее, чем при десантировании техники из самолетов.

11
Rocketbarrel64 · 20-10-2019

Очень странно, что у НАСА (SX) возникли проблемы именно с парашютами. Они же умеют сажать на Марс тяжелые роверы - а это нам мно-о-ого сложнее, чем посадка пусть и тяжелой капсулы, но на Землю. "Меня терзают смутные сомненья" (с)

12
dr_ovosek0 · 20-10-2019

"Ты на что намекаешь?" (от туда же)

13
Eugene110 · 20-10-2019

Да нет таких запретов! Вот буквально в прошлом году видел репортаж о десантировании новейшей БМД массой 14 тонн с экипажем внутри, и все прошло благополучно. Это конечно событие не рядовое и нигде кроме России в мире так не делают, но - у нас такие спуски бывают регулярно начиная с 1973 когда первым такой спуск совершил сын Маргелова.
Разбились БМД насколько помню не из-за проблем с парашютной системой а потому что были плохо принайтованы к грузовой платформе и буквально выскользнули из нее. Так же как падавшие с неба "Хамви" на том видео с истерическим смехом за кадром.
Но дело даже не в парашютах, дело в другом. Помнится несколько лет назад Маск пафосно вещал о том что его контора, дескать, "играет в другой лиге" и все конкуренты скоро уйдут с рынка по той причине что у него {Маска} услуги запуска будут чуть ли не втрое дешевле. Примерно через год чуть менее пафосно он предлагал Роскосмосу заказывать места на его дредноутах, дескать вот-вот взлетят.
Как нетрудно заметить сейчас речи об ультрадешевизне уже не идет, Брайденстайн сквозь зубы требует просто старта уже не особо интересуясь ценой, и так понятно что овчинка получилась очень дорогая.

14
Rocketbarrel64 · 21-10-2019

«Самая большая разница между Mk 2 и Mk 3 заключается в гораздо более прочных нитях в парашютах - по существу от нейлона до зайлона», - сказал Маск. «Прочность нитей примерно в три раза выше чем у нейлона, а возможно и больше. К тому же произошли некоторые изменения в схеме строчки. Существуют определенные места, где нагрузка концентрируется больше всего. В основном там, где тросы соединяются с куполом, там у вас есть концентрация напряжений и вы хотите ... распределить нагрузку".(с)
---
То есть они только что определились с _материалом_ из которого они будут делать парашют. Похоже на пионерскую разработку в области парашютостроения - как будто они делают большой парашют в первый раз. А использовать тот же _материал_, который идет на изготовление марсианских супер-парашютов, что, было нельзя?

15
Rocketbarrel64 · 21-10-2019

А как же аэродинамическая супер-труба для испытания парашютов, в которой испытывали парашюты для Марса? Почему нельзя ее было задействовать, а нужно сразу переходить к летным испытаниям?

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!